Фантастика

Карсак Ф. Бегство Земли

Все произошло неожиданно. Люди узнали о страшной беде: Солнце, миллионы лет дававшее свет и тепло всему живому на Земле, должно было вот-вот взорваться и уничтожить огненным ураганом Солнечную систему! И тогда правительство планеты решилось на невероятный шаг – увести колыбель человечества – Землю и давно обжитую людьми Венеру к новой звезде…

Это повествование о драматических событиях далекого будущего – годах Великих Сумерек – мы узнаем из записок главного героя романа Орка Акерана, возглавившего космическую одиссею Земли.

Мандалян Э. Сфинкс

Глубоко под землей, в строжайшей тайне, проводит свои опыты талантливый ученый-хирург доктор Гроссе. Его цель – победить смерть. Но он не стремится сделать бессмертными все человечество. Он думает лишь о создании высшей расы, биологической мутации людей.

Пока же Гроссе заменяет изношенные органы горстке влиятельных толстосумов на полноценные и здоровые, взятые у молодых бедняков. А из «отходов» человеческого материала он создает слуг – кентавров, русалок, сфинксов. В дальнейшем Гроссе собирается выращивать искусственных людей – клонов – ходячие склады запчастей для избранных. Ему уже видится гигантская ферма, на которой по заказам клиентов выращиваются сотни, тысячи клонов…

Оливер Л. Паника

Динамичный триллер от автора бестселлеров «Делириум» и «Прежде чем я упаду».

Маленький городок в американской провинции. Скука смертная. Единственное желание любого выпускника местной школы – уехать отсюда. И, конечно, выиграть в «Панику». Когда-то давно эту жестокую и нелегальную игру на выживание придумали сами школьники: опасные задания, таинственные судьи, ведущий, участники только из выпускных классов и денежный призовой фонд.

В тот день Хезер Нилл пришла на городской пляж поддержать свою лучшую подругу и вовсе не собиралась участвовать в этой игре. Но объявленный ведущим призовой фонд заставил ее изменить решение. Дойти до финала и победить, забрать деньги и уехать из опостылевшего городка, навсегда забыв пьющую мать, бросившего ее парня и несбывшиеся мечты, – вот ее новая цель. Но есть ли у Хезер хоть один шанс на победу?

Риордан Р. Отель Вальгалла.

Путеводитель по миру Магнуса Чейза

Роман из серии «Люди против магов».

Магнус Чейз – герой популярного скандинавского цикла романов знаменитого американского писателя Рика Риордана. Путеводитель содержит информацию о скандинавских богах, мифических существах, фантастических тварях и всевозможных магических созданиях, которые живут в девяти скандинавских мирах. Путеводитель, написанный в фирменном юмористическом стиле писателя, не только познакомит со скандинавской мифологией, но и погрузит в удивительный мир, созданный фантазией Рика Риордана.

Риордан Р. Перси Джексон

и похититель молний

Не только в хогвартской Школе чародейства и волшебства происходят события загадочные и страшные. И не с одним только Гарри Поттером.

Перси Джексон, двенадцатилетний американский школьник, едва не становится жертвой учительницы по математике. Хорошо, что ручка, которую дал ему мистер Браннер, учитель латинского языка, превращается в настоящий меч и поражает обезумевшую математичку. Но на этом беды Перси Джексона не кончаются. На побережье, куда они уезжают с мамой, на них нападает чудовище Минотавр. И друг Перси по школе, Гроувер, неожиданно пришедший на помощь, оказывается не мальчиком, а сатиром. Но главные приключения начинаются позже, когда они с Гроувером добираются до Лагеря полукровок…

Цикл Рика Риордана о Перси Джексоне стал одним из супербестселлеров последних лет. Этот цикл романов принёс американскому писателю Рику Риордану всемирную известность. По его романам уже снято несколько фильмов. Боги Олимпа, магия, мифы, чудовища и монстры – все, что нужно для поклонников опасных приключений!

Пулман Ф. Темные начала:

трилогия.

«Северное сияние» – первая книга трилогии «Темные начала».

Поиски пропавшего друга приводят Лиру и ее деймона Пантелеймона на далекий Север, где на ледовых просторах царят бронированные медведи, а в морозном небе летают ведьмы. И где ученые проводят эксперименты, о которых даже говорить страшно. Лире предназначено судьбой не только одолеть великое зло, но и попытаться найти источник темных замыслов. Возможно, для этого ей придется оказаться по ту сторону Северного сияния…

«Чудесный нож» – вторая книга трилогии «Темные начала».

На «перекрестке миров» в загадочном городе Читтагацце Лира встречает Уилла, своего ровесника из нашего, реального мира. Ребята вдвоем пускаются в путешествие по загадочным мирам, населенным непонятными существами. Здесь их ждут опасные приключения, призраки, пожирающие души взрослых и не трогающие детей, ведьмы и ангелы. Волею судеб к ним попадает загадочный нож, волшебная сталь которого позволяет прорезать окна в другие миры и дает своему хранителю чудесную защиту от любой опасности.

«Янтарный телескоп» – заключительная книга трилогии «Темные начала».

Лира и Уилл продолжают испытывать судьбу. Их путешествия по разным мирам, особенно поход в худший из них (для чего детям пришлось разлучиться со своими деймонами), сопряжены с небывалой опасностью. Но на помощь приходят старые друзья, прежде всего бронированный медведь Йорек Бирнисон и ученый Мэри Малоун, знакомые нам по первым двум книгам – «Северное Сияние» и «Чудесный нож». И новые союзники: галливспайны верхом на стрекозах и мулефа – колесные существа, способные видеть Пыль.

Детство Лиры и Уилла закончилось, и теперь они не только уязвимы для Призраков, пожирающих деймонов взрослых людей, но должны принять очень трудное решение. Однако лишь бесстрашно встретив вызов, Лира сможет исполнить миссию, для которой была предназначена судьбой.

Дилейни Дж. Скользящий

Данный роман входит в серию романов «Хроники Ведьмака».

Джозеф Дилейни – британский автор в жанрах научной фантастики и фэнтези. Первые литературные произведения Джозефа Дилейни были написаны под псевдонимом. Начиная с первой книги из серии «Хроники Ведьмака» все романы публикуются под его настоящим именем. Действие большинства книг разворачивается в родных местах писателя, а отдельные детали сюжетной канвы позаимствованы из народных легенд и сказаний о потусторонних существах.

С серией романов «Хроники Ведьмака» Дж. Дилейни добился поистине международного успеха. «Хроники» переведены на все основные языки и изданы в 25 странах, среди которых Великобритания, США, Бразилия, Китай, Франция, Германия, Греция, Япония, Турция и Россия.

После выхода второй книги «Хроник» Джозеф Дилейни оставил преподавательскую работу, чтобы целиком посвятить себя творчеству. Сам писатель говорит, что стремится достичь высот мастерства Дж. Толкиена и Фрэнка Герберта, которых считает своими учителями и вдохновителями.

В романе «Скользящий» повествуется о событиях, произошедших к северу от Графства, покой которого хранят старый ведьмак Джон Грегори и его ученик Томас Уорд. Жители этих земель беззащитны перед созданиями Тьмы. И отчаянное положение заставляет получившего смертельную рану фермера заключить жуткий договор с одним из чудовищ. В обмен на право распоряжаться жизнью его старшей дочери Нессы монстр, который называет себя Скользящим, проводит двух других дочерей фермера к родным. Это жестоко, но позволит спасти хотя бы двух девушек от опасностей северных земель… Несса должна это понять.

 

Айзек Азимов. Цикл «История будущего»

Первая в мировой научной фантастике монументальная история будущего, самой яркой частью которой считается трилогия Foundation (премия «Хьюго» как лучшая фантастическая серия всех времен). А. Азимов попытался свести развитие цивилизации к комплексу законов, сходных с математическими формулами. Спасителями человечества становятся не полководцы и политики, а ученые – адепты науки «психоистории». А действие всей серии охватывает 20 тысяч лет!

 

Булычёв Кир. Девочка с Земли

Вообще-то, у Кира Булычёва нет рассказа или повести с подобным названием. Так назывался сборник, который вышел в 1974 году.

В нём были: подборка коротких рассказов «Девочка, с которой ничего не случится» и две повести – «Путешествие Алисы» и «День рождения Алисы». Этим сборником, собственно, и открылась бесконечная серия о девочке из XXI века Алисе Селезнёвой.

Никто не понял тогда, что произошла настоящая маленькая революция. И это не преувеличение, потому что ничего похожего на «Девочку с Земли»    в советской детской литературе на тот момент попросту не было. То есть фантастику для детей писатели, конечно же, сочиняли, но, за редким исключением, до того унылую и назидательную, что тоска брала.

Что же удалось Булычёву? Не много и не мало. Прежде всего, он придумал обаятельную героиню, которая стала по-настоящему «своей»       для нескольких поколений читателей. Героиню эту он вовсе не «украл» у Льюиса Кэрролла, а только срисовал со своей собственной подраставшей дочки, между прочим, названной при рождении Алисой. Алиса была самой обыкновенной – непоседливой, любопытной, находчивой, всюду сующей свой веснушчатый нос – словом, нормальной девчонкой, а не философствующим Электроником. И у неё был свой мир, придуманный щедрым воображением её отца – писателя Кира Булычёва.

Можно ругать Булычёва или, наоборот, восхищаться им, но факт остаётся фактом: для своей героини он создал целую Вселенную – детскую, игрушечную, сказочную, карнавальную, назовите как хотите. Но этот уютный мир – пространство безграничных возможностей, где с Алисой          в самом деле ничего не может случиться, хотя, что уж там говорить, постоянно случается. Там запросто можно приручить бронтозавра, сделать научное открытие, которое оказалось не по силам взрослым учёным, спасти от космической чумы целую планету или стать настоящей принцессой. Любимый вид транспорта в этом мире – даже не звездолёт, который в считанные минуты доставит вас в гости к инопланетному другу по имени Рррр, а не что иное как машина времени. Там незнакомый карлик подарит вам шапку-невидимку, а отважные космические капитаны пообещают взять    с собой в путешествие к другой галактике. Воистину это Страна Чудес, и как же в ней хорошо! Можно ведь только мечтать о таких друзьях как темпераментный и наивный археолог Громозека с планеты Чумароз, у которого три добрых, бестолковых сердца. Или зануда-механик Зелёный, чей меланхоличный вопрос «ну, что у нас плохого?» вошёл в поговорку. Даже злодеи там – сущие душки и обаяшки, как, например, толстый-претолстый Весельчак У.

 

Войскунский Е.Л., Лукодьянов И.Б.

Экипаж «Меконга»

Роман «Экипаж “Меконга”» можно сравнить с изысканным экзотическим блюдом, в котором самым неожиданным образом сочетаются очень разные и очень вкусные ингредиенты. Авторы снабдили его подзаголовком: «Книга о новейших фантастических открытиях и старинных происшествиях, о тайнах Вещества и о многих приключениях на суше и на море». «Писали мы роман весело, с увлечением», – признавался Евгений Львович Войскунский. Потому и неудивительно, что сразу по выходе он стал настоящим событием в отечественной фантастике 1960-х годов. Можно даже сказать, что наряду с первыми книгами братьев Стругацких, «Экипаж “Меконга”» наглядно продемонстрировал, как можно и нужно писать фантастику, чтобы её – с полным на то основанием – называли Литературой. Здесь «приключения реальной экспедиции, посланной Петром I для отыскания водного пути в Индию, сменяются изложением фантастической гипотезы о проницаемости материальных тел; история таинственного клинка, которым можно пронзить тело, не повреждая его, переплетается с рассказом о работе молодых бакинских инженеров, занятых созданием трубопровода без труб. Советские физики и иранские контрабандисты, члены ордена иезуитов и жрецы мрачного индуистского культа богини Кали, землепроходцы, мореплаватели, учёные…» (В.Л. Гопман). Как в одном не очень толстом романе можно рассказать обо всём перечисленном, представить себе непросто. Но Евгений Войскунский и Исай Лукодьянов блестяще справились с подобной задачей! Это книга, которую хочется читать и перечитывать, – вначале следя за многочисленными перипетиями сюжета, затем – желая приобщиться к обширнейшей эрудиции авторов, и, наконец, просто наслаждаясь их великолепной иронией и чувством юмора. По словам критика В.Л. Гопмана, чтение «Экипажа “Меконга”» именно потому доставляет такое удовольствие, что напоминает беседу «с остроумным, много повидавшим и благожелательным собеседником».

Губарев В.Г. Путешествие на Утреннюю Звезду;

Часы веков

Виталий Губарев – автор знаменитого «Королевства кривых зеркал» и других, не менее занятных волшебных сказок, к числу которых относятся и «Путешествие на Утреннюю Звезду», и «Часы веков».

Определить эти повести по ведомству научной фантастики можно, пожалуй, только с большой натяжкой. Хотя речь в них идёт, соответственно, о дальнем космическом полёте к созвездию Волосы Вероники и путешествиях во времени, по сути, это те же сказки, одолеть которые под силу даже первокласснику.

Трёх друзей-мальчишек из «Утренней Звезды» и зовут-то почти как сказочных, былинных богатырей – Илья, Никита и Алёша. А дедушку их новой знакомой Забавы (она же – Вероника) – учёного, который изобрёл удивительный аппарат для мгновенных («со скоростью мысли») перемещений в межзвёздном пространстве («мыслеплан»), – автор, не мудрствуя лукаво, называет Волшебником.

Да и часовых дел мастер Великанов из повести «Часы веков» – кто он, как не волшебник, раз уж способен починить легендарные часы, цифры на которых показывают века и даже целые тысячелетия. Если открыть стеклянную дверцу этих часов, то за маятником обнаружится вторая, задняя дверца, из красного дерева, которая ведёт в прошлые века! С помощью такой необычной «машины времени» героиня повести, девочка по прозвищу Муха, отправляется в доисторическую эпоху – сначала к мамонтам и саблезубым тиграм, а потом к первобытным людям…

 

Ефремов И.А. Туманность Андромеды

На фоне лучших произведений Стругацких и Брэдбери, Булычёва и Саймака, Толкина и Грина ефремовские фантазии покажутся тяжеловесными, надуманными, неестественными, порой до скрежета зубовного пафосными, а оттого попросту смешными.

Действие романа происходит в отдалённом будущем, в то время, когда Земля представляет собой единый мир с высокоразвитой и интеллектуальной, коммунистической формой общества. Это время характеризуется необычайным развитием науки и искусства, покорением космоса, искусственным улучшением земного ландшафта и климата, изменением психологии человека.

Роман состоит из нескольких сюжетных линий, призванных показать человека будущего во всём разнообразии его интересов.

В романе прослеживается очевидная умозрительность утопических построений писателя, иллюзорность его «свободного и справедливого» коммунистического общества, а главное, прискорбная безжизненность придуманного им мира, что не спасали ни дальняя космическая экспедиция, ни удивительные приключения звездолёта «Тантра» на планете Тьмы, ни столкновения членов экипажа с таинственными и зловещими «медузами». Ефремовские герои, по сути, не люди, а некие абстрактные «титаны духа», они не говорят, но – вещают, и сопереживать им, сочувствовать невозможно.

Кроме того, вызывают комический эффект диковинные их имена: Мвен Мас, Рен Боз, Пур Хисс, Эрг Ноор. Понятное дело, речь в романе идёт о далёком будущем, когда многое наверняка станет иным, в том числе, и имена людей, как это в своё время представлялось Ефремову.

Во многом «Туманность Андромеды», конечно же, устарела. И всё же, можно сколько угодно иронизировать над устойчивым словосочетанием «светлое будущее», однако не лучше ли вспомнить сейчас слова другого англичанина – Джона Голсуорси, который сказал: «Если вы не думаете           о будущем, у вас его не будет». И задаться простым вопросом: раз уж мы хотим, чтобы наше будущее оказалось действительно «светлым», то как мы представляем себе это будущее? Не каким оно будет, прошу прощения за тавтологию, – пусть над этим бьются профессиональные футурологи, но каким оно должно быть, каким мы хотели бы его видеть – думать об этом есть неотъемлемое свойство всякого разумного человека. И «Туманность Андромеды» – прекрасный повод для размышлений на подобную тему.

 

Мирер А.И. Дом скитальцев

Сюжет данного романа кому-то покажется неоригинальным. И в самом деле, он вызывает в памяти и классических хайнлайновских «Кукловодов», и не менее классических «Похитителей тел» Джека Финнея.

И всё же нет в нашей литературе другой такой книги, в которой бы со столь пугающей серьёзностью, обстоятельностью и убедительностью описывалось тайное вторжение инопланетных захватчиков, способных переселяться в тела других живых существ.

Недаром говорят: если вам нужно как следует напугать своих читателей, постарайтесь описать невероятную ситуацию со всем возможным правдоподобием. Мирер так и делает. Вся атмосфера провинциального захолустного городка, где начинают разворачиваться события романа, передана предельно реалистично. Помилуйте, какие там могут быть инопланетяне! И тем страшнее наблюдать, как постепенно, постепенно город оказывается во власти неуловимых агрессоров, которые, по некоторым причинам, не могут вселиться лишь в тело ребёнка. Именно поэтому главными героями «Дома скитальцев» становятся подростки.

Детских книг, которые с неменьшим удовольствием читали бы взрослые, очень немного, и «Дом скитальцев», несомненно, принадлежит к их числу.

 

Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Понедельник начинается в субботу

«Понедельник начинается в субботу» – абсолютно культовая книга. Как «Золотой телёнок» и «Двенадцать стульев», она полностью разошлась    на цитаты. Но «Золотой телёнок» и «Двенадцать стульев» – это не фантастика в отличие от «Понедельника…»! Можно лишь пожалеть людей, никогда в жизни не читавших «Понедельник…», или, наоборот, позавидовать тем, кому это ещё предстоит.

Если нет у вас этой книги, срочно найдите её – где угодно! Подросток вы или взрослый, бросайте любые дела! Можете даже не делать уроков. Да вам и не удастся их сделать!.. Не удастся, если вы откроете «Понедельник…». А если уже открыли, то – желаем вам приятного чтения.   В том, что оно непременно будет приятным, у нас нет ни малейших сомнений.

Итак, «Понедельник начинается в субботу» – это действительно сказка, или, как точнее обозначили сами Стругацкие, – «сказка для научных сотрудников младшего возраста». В этой книге волшебства и чудес хоть отбавляй – драконы и щуки, исполняющие желания, джинны, живая вода, волшебные палочки, неразменные пятаки, говорящие зеркала, гномы, домовые, ведьмы, Баба Яга и прочее, прочее. Но в то же время всю эту классическую «сказочность» авторы впихнули в наш обыкновенный мир. И что удивительно, сказочное и волшебное вполне нормально уживается           в сугубо материальном мире, потому что существует оно уже не абы как, а     в рамках Научно-Исследовательского Института Чародейства и Волшебства (проще говоря – НИИЧаВо).

Александр Привалов был обычным рядовым программистом из Ленинграда. Однажды, отправившись в отпуск, он оказывается в небольшом малоизвестном городке Соловец, где встречает на первый взгляд самых обычных людей, которым вдруг «позарез» нужен программист, да еще не обычный, а один-единственный, который бы смог работать  в загадочном НИИЧаВо…

Толстой А.Н. Гиперболоид инженера Гарина

Когда на первой странице видишь примечание автора: «Этот роман написан в 1926-1927 годах, переработан, со включением глав, в 1937 году», становится страшно. Взрослому читателю уже видится книга с россыпью обязательных для тех времён политических штампов о происках империалистов и бдительности рядового советского человека. Однако если и мелькает, порой, в тексте нечто подобное, то оно мгновенно забывается, «уходит в песок», тонет в остроте, динамике событий и той энергии, которая исходит от книги.

Русский инженер Пётр Гарин, воспользовавшись разработками своего учителя Манцева, пропавшего впоследствии с экспедицией в сибирской тайге, создаёт «гиперболоид» – аппарат, испускающий тепловой луч огромной мощности, способный разрушить любые преграды (в настоящем известен как лазер). Однако лазер основан на совершенно иных принципах, нежели «гиперболоид», описанный в книге…

 

Ярославцев С. Экспедиция в преисподнюю

Вероятно, эта повесть никогда бы не появилась на свет, если бы не кино. Если бы в начале 1970-х братья Стругацкие не написали сценарий мультфильма под лихим названием «Погоня в космосе».

Как вспоминал один из соавторов, Борис Натанович Стругацкий, «сценарий этот сначала очень понравился Хитруку, через некоторое время – Котеночкину, но потом на него пала начальственная резолюция (в том смысле, что такие мультфильмы советскому народу не нужны), и он перестал нравиться кому бы то ни было. И вот тогда АНС взял сценарий и превратил его в сказку. Так появился С. Ярославцев – девяносто процентов А. Стругацкого и десять процентов А. и Б., вместе взятых».

«Экспедиция в преисподнюю» – одно из немногих сочинений Стругацких, где не стоит искать глубокого смысла или скрытого подтекста; кроме стремительных погонь, схваток с инопланетными монстрами, таинственных перемещений во времени и пространстве, в ней есть только искреннее веселье –  веселье от души, в которое лишь изредка вплетаются грустные нотки. Это история о трех закадычных друзьях, этаких трех мушкетерах (собственно, все их так и звали – Атос, Портос и Арамис), которые спасают свою лучшую подругу Галю, «д’Артаньяна в юбке», из лап космических пиратов, а именно – банды Двуглавого Юла.

 

Дмитрий Емец. Мефодий Буслаев

«Мефодий Буслаев» – это целая серия приключенческо-фэнтезийных романов Дмитрия Емца, главным героем которой является наделенный магическим даром юноша по имени Мефодий Буслаев.

Мефодий Буслаев в двенадцать с половиной лет узнает, что он – будущий повелитель мрака, получивший силу ещё в момент рождения – в час солнечного затмения. По приглашению ведьмы Улиты Буслаев приходит        в московскую резиденцию мрака на Большой Дмитровке, где его берёт             в обучение барон мрака – мечник Арей. В день своего тринадцатилетия Мефодию предстоит пройти лабиринт храма Вечного Ристалища и добыть то, что хранится там с рождения мира. В то же время Дафну, стража света, живущую в Эдеме, посылают в человеческий мир, чтобы она сопровождала Мефодия и вместе с ним училась у Арея. Так начинается история Мефодия Буслаева. Ему предстоит пережить немало испытаний, прежде чем он наконец выберет сторону и пойдет по своему собственному пути.

Книги серии:

Мефодий Буслаев. Маг полуночи (август 2004);

Мефодий Буслаев. Свиток желаний (февраль 2005);

Мефодий Буслаев. Третий всадник мрака (сентябрь 2005);

Мефодий Буслаев. Билет на Лысую гору (январь 2006);

Мефодий Буслаев. Месть валькирий (март 2006);

Мефодий Буслаев. Тайная магия Депресняка (сентябрь 2006);

Мефодий Буслаев. Лёд и пламя Тартара (февраль 2007);

Мефодий Буслаев. Первый эйдос (август 2007);

Мефодий Буслаев. Светлые крылья для тёмного стража (октябрь 2007);

Мефодий Буслаев. Лестница в Эдем (май 2008);

Мефодий Буслаев. Карта Хаоса (декабрь 2008);

Мефодий Буслаев. Ожерелье дриады (март 2009);

Мефодий Буслаев. Стеклянный страж (май 2009);

Мефодий Буслаев. Танец меча (февраль 2011);

Мефодий Буслаев. Огненные врата (ноябрь 2011);

Мефодий Буслаев. Книга семи дорог (март 2013);

Мефодий Буслаев. Ладья света (ноябрь 2013);

Мефодий Буслаев. Ошибка грифона (февраль 2015);

Мефодий Буслаев. Самый лучший враг (16 июня 2016) – завершающая часть.

Беляев А.Р. Голова профессора Доуэля;

Человек-амфибия; Ариэль

Александр Беляев «был первым отечественным писателем, для кого научная фантастика стала делом жизни» (А.Балабуха). Одна из его статей так и называлась – «Создадим советскую научную фантастику». Однако он не просто выкрикнул этот призыв, но с редким усердием и трудолюбием сам принялся за дело.

Результатом его неимоверных усилий стали более двух десятков романов и повестей, множество рассказов, очерков, статей, сценариев и пьес. В основе любого из этих произведений обязательно лежит научная идея, которая в большинстве случаев становится «пружиной и приключенческого сюжета, и человеческой драмы, и социальной борьбы». Отнюдь не все сочинения Александра Беляева смогли пережить своё время, однако три романа, указанные в нашем списке, бесспорно, вошли в золотой фонд отечественной приключенческой фантастики.

Можно ли поддерживать жизнедеятельность человеческой головы, отделённой от тела? – такова научно-фантастическая идея романа (первоначально – рассказа) «Голова профессора Доуэля». Сможет ли человек жить в воде, если вшить ему жабры акулы? – подобный эксперимент проделывает профессор Сальватор, создавший Ихтиандра, в романе «Человек-амфибия». И, наконец, способен ли человек летать – простым усилием воли, без каких-либо специальных приспособлений, как юноша Ариэль в одноимённом романе?

 

Обручев В.А. Плутония;

Земля Санникова

Написать «Плутонию» автора побудили два ранее прочитанных им романа: «Путешествие к центру Земли» Ж. Верна и «Затерянный мир» А. Конан Дойла. Будучи серьёзным учёным, Обручев нашёл в этих книгах множество ошибок. А «если в романе нагромождены разные чудеса – это уже не роман, а сказка для маленьких детей, которым можно рассказывать всякие небылицы».

Для своего сочинения Обручев воспользовался очень популярной в начале XIX века гипотезой. Учёные того времени считали, что Земля имеет обширную внутреннюю полость с центральным светилом, возможно, уже погасшим.

Чтобы «проверить» истинность этого утверждения, Обручев «снаряжает» экспедицию. И, уж будьте уверены, все животные и растения, встреченные её участниками, описаны без каких бы то ни было научных ошибок. А приключения, выпавшие на долю первопроходцев, нисколько не уступают в занимательности тому, что сочинили Ж. Верн и А. Конан Дойл.

Как ни странно, «Земля Санникова» тоже написана под впечатлением от книги – «Заколдованной земли» чешского писателя Карла Глоуха. Как и    в первый раз, Обручев был возмущён ошибками автора: неужели в Гренландии тысячелетиями мог сохраняться тёплый «островок» с мамонтами и первобытными людьми, если ледники ползут?

Здесь на помощь учёному приходит предание. Северяне рассказывали, будто бы некий промышленник Яков Санников видел в районе Новосибирского архипелага неведомый остров.

Итак, Земли Санникова на самом деле нет на свете. Зато первобытный мир, описанный Обручевым, и вправду мог существовать примерно 20 тысяч лет тому назад.

 

Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Малыш

О чём же эта удивительно тонкая по мысли, проникновенная повесть? Скорее всего, об одиночестве – абсолютном, безмерном, космическом.          Об одиночестве и невозможности взаимопонимания. Странный подросток – Малыш – единственный обитатель далёкой планеты, куда прилетела экспедиция с Земли, чтобы подготовить этот «ничейный», как поначалу казалось, мир к заселению. Малыш родился на борту космического корабля и по случайному стечению обстоятельств оказался единственным, кто выжил после страшной аварии, которую земной звездолёт потерпел на этой малоисследованной планете. Человеческого ребёнка, «космического Маугли», спасли и воспитали существа, совершенно не похожие на людей, – представители загадочной иной цивилизации, по сути, сделавшие его «нечеловеком». И обнаружившим Малыша землянам приходится вновь искать пути для Контакта – на сей раз с себе подобным…

Несмотря на относительно оптимистический, хотя и отнюдь не однозначный финал, повесть эта, скорее, печальна и даже может вызвать у молодого читателя ещё не вполне осознаваемые слёзы.

 

Шекли Р. Координаты чудес;

Обмен Разумов

«Джентльмен с Марса, 43 года, тихий, культурный, начитанный, желает обменяться телами с земным джентльменом сходного характера с        1 августа по 1 сентября. Справки по требованию. Услуги маклеров оплачены» – одно из объявлений в романе «Обмен разумов».

Обмен Разумов – очень выгодное изобретение. Куда дешевле отправить на другой конец галактики один разум, чем снаряжать корабль и переправлять человека во плоти.

Читать Шекли – всё равно что участвовать в таком бестелесном путешествии. Мысленно вы переноситесь… на Марс. Сначала на Марс! Куда дальше – предугадать невозможно.

Читателя бросает из мира в мир, из жара в холод, из разума в разум, из одного стиля повествования в другой. Марвин (наш сопланетник, скажем так) меняется разумом с марсианином, становится жертвой жульничества и вынужден скитаться по галактике, пытаясь вернуть своё тело.

В «Координатах чудес» землянин Том Кармоди случайно попадает в Галактический центр (на вручение милого, но бесполезного Приза), после чего никак не может вернуться на родную планету (потому что не знает «трёх К» Местожительства – «Куда», «Когда» и «Которая»).

Романы изящно балансируют между логикой и абсурдом. Единственное, что можно предсказать, – полную непредсказуемость.

«Обмен Разумов» и «Координаты чудес» – по сути, череда взаимосвязанных новелл, где каждый новый мир, в который заносит героев, это очередной остроумный и парадоксальный рассказ.

И Марвин, и Том Кармоди стремятся вернуться на родную планету. Но, читая об их приключениях, понимаешь, что главное – не сама Земля, а путешествие к ней.

 

Саймак К. Заповедник гоблинов

В романе «Заповедник гоблинов» людям удалось наладить контакт не только с представителями других планет, но и найти братьев по разуму на Земле. Мифический маленький народец, герои легенд и сказаний: тролли, гоблины, феи и баньши – тысячи лет они незримо жили рядом с людьми.

Такую фантастику принято называть «гуманистической» – то есть проникнутой верой в человека. В случае «Заповедника гоблинов» это вера грустная, омрачённая неизбежным угасанием древних соседей по планете, вера не только и не столько в людей, сколько в маленький народец.

Неторопливое, улыбчиво-задумчивое повествование, развивающееся на фоне меланхоличной золотой осени, объединяет путешествия во времени и волшебство троллей, инопланетян и октябрьский эль, телепортаторы и лужайки фей. В «Заповеднике гоблинов» удалось то, что редко получается: органично совместить научную фантастику со сказкой.

«Максвелл резко остановился в дверях, чуть не потеряв равновесие. На нижней ступеньке крыльца Сильвестр, также с усилием затормозив, теперь тянулся всем телом вверх, негодующе рыча на летящего дракона. Это было ошеломляющее зрелище. Лунный свет играл на поднимающихся и опускающихся крыльях, алыми, золотыми и голубоватыми огнями вспыхивал на тысячах полированных чешуек, и казалось, что в небе дрожит многоцветная радуга».

Это отрывок из романа. Читая Саймака, испытываешь чувства, схожие с теми, что испытывают его герои, глядя на улетающего дракона. Отголоски ушедшей эпохи. Красиво, печально… Отшумевший когда-то Золотой Век.

 

Толстой А.Н. Аэлита

А. Толстой начал писать это произведение, находясь в эмиграции, в 1922 году. Действие в романе, объём которого составляет всего полторы сотни страниц с небольшим, разворачивается по-беляевски стремительно.    На первой же странице корреспондент американской газеты Арчибальд Скайльс, прогуливаясь по улице Красных Зорь, обнаруживает странное объявление:

«Инженер М.С. Лось приглашает желающих лететь с ним 18 августа    на планету Марс явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера. Ждановская набережная, дом 11, во дворе». Тут же мы оказываемся в мастерской гениального инженера. Вскоре появляется колоритнейший красноармеец Гусев (по общему мнению, один из самых ярких персонажей в романе), который соглашается лететь с Лосем на Марс. И вот, спустя несколько страниц, мы уже на самом Марсе…

«Аппарат лежал на оранжево-апельсиновой плоской равнине. Горизонт совсем близок, подать рукой. Почва вся в больших трещинах. Повсюду на равнине стояли высокие кактусы, точно семисвечники, – бросали резкие лиловые тени…

…Из-под ног выбегали животные, похожие на каменных ящериц, многоногие, ярко-оранжевые, с зубчатым хребтом. Несколько раз в гуще лапчатой заросли скользили, кидались в сторону какие-то щетинистые клубки».

Выясняется, что Марс обитаем, – некогда, давным-давно, туда перебрались с Земли жители погибшей Атлантиды. События приобретают особый драматизм, когда инженер Лось знакомится с прекрасной Аэлитой, дочерью главы Высшего совета инженеров Тускуба – верховного правителя Марса, и та влюбляется в Сына Неба… Древние легенды, мрачные подземелья, романтическая любовь, попытки Гусева устроить на Марсе революцию…

Первый вариант «Аэлиты» вышел в 1923 году и имел подзаголовок «Закат Марса». Роман, проникнутый глубокой чувственностью, изначально не был рассчитан на подростков. В 1937 году Толстой переработал его для Детгиза, и в таком, гораздо более невинном, виде «Аэлита» издаётся по сей день.

Судьба романа сложилась счастливо. Это – один из краеугольных камней отечественной фантастики. Именем Аэлиты в нашей стране называли новорождённых девочек, молодёжные кафе, вокально-инструментальные ансамбли, портативные магнитолы.

Первая в России премия за вклад в научную фантастику тоже называется «Аэлита». Она сделана из уральских самоцветов и вручается с 1981 года.

 

Событие


Телефоны

действующих служб, оказывающих медицинскую, социальную и психологическую помощь в кризисных состояниях, в т.ч. экстренную психологическую помощь.
Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей.
Телефон доверия Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей
Телефон доверия учреждения "Гомельская областная клиническая психиатрическая больница"
На базе отдела общественного здоровья ГУ "Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья"
ЦЕНТРЫ ДРУЖЕСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОДРОСТКАМ

Именинники месяца

Учителя
07.05 Хаменя И.Г.
08.05 Данильченко И.А.
08.05 Ефимчик Н.Л.
14.05 Судас Л.А.
20.05 Карпова О.А.
21.05 Шалупаева Г.П.
Ученики
02.05
Подгорная Виктория
04.05
Юрлова Ольга
05.05
Баранова Валерия
06.05
Громыко Роман
07.05
Коваленко Алексей
13.05
Овсянников Владислав
Маршов Максим
14.05
Базылев Никита
19.05
Андриянец Николай
21.05
Астапкин Артем
22.05
Прокопенко Артур
28.05
Богомаз Дмитрий
Ярохно Анастасия
31.05
Голубев Михаил
Суровцев Никита