Инновационная деятельность
Тема проекта
«Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся»
Сроки реализации проекта: 2021-2024
Государственное учреждение образования «Гомельский городской лицей №1» включено в перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования в 2022/2023 учебном году (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году», приказ Министра образования Республики Беларусь от 28.08.2023 № 411 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году»).
Государственное учреждение образования «Гомельский городской лицей №1»
Тема инновационного проекта
«Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия
формирования универсальных компетенций обучающихся»
Сроки реализации инновационного проекта: 2022-2024 годы
В реализации проекта принимают участие следующие педагогические работники.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Занимаемая должность | Категория | Функции в проекте |
1. | Чаплинская Татьяна Семеновна | Директор лицея | высшая | Управление инновационным проектом |
2. | Сапрыко Наталья Михайловна | Заместитель директора по учебной работе | высшая | Организация инновационного проекта |
3. | Пирогова Анна Викторовна | Заместитель директора по учебно-методической работе | высшая | Организация инновационного проекта |
4. | Сивакова Евгения Николаевна | Заместитель директора по воспитательной работе | высшая | Организация инновационного проекта |
5. | Терешко Елена Николаевна | учитель математики | высшая | Непосредственное участие |
6. | Горбачева Людмила Ивановна | учитель физики, руководитель методического объединения учителей
лицея |
высшая | Непосредственное участие |
7. | Королева Наталья Николаевна | учитель биологии, классный руководитель | высшая | Непосредственное участие |
8. | Коваленко Валентина Антоновна | учитель химии | высшая | Непосредственное участие |
9. | Лялихова Маргарита Александровна | учитель обществоведения, классный руководитель, руководитель
методического объединения учителей лицея |
высшая | Непосредственное участие |
10. | Тарасенко Татьяна Евгеньевна | учитель информатики, руководитель методического объединения
учителей лицея |
высшая | Непосредственное участие |
Жудро Михаил Михайлович,
ректор УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», кандидат экономических наук, доцент
Гирина Валентина Николаевна,
доцент кафедры дидактики и частных методик УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент
Директор лицея
Чаплинская Татьяна Семеновна
1. Разработать научное обоснование и методический инструментарий эффективной реализации модели формирования ценностных ориентаций и социально-личностных компетенций обучающихся в периоды взросления с ориентиром на портрет образованности на каждом из возрастных этапов посредством реализации педагогического потенциала событийного подхода.
2. Определить образовательно-воспитательный потенциал событийного подхода и возможности его использования в учебной и внеклассной работе учреждений дошкольного и общего среднего образования.
3. Создать развивающую образовательную среду и разработать целостную систему методов, приемов и средств, организационных форм и разнообразных ресурсов, соответствующих современным тенденциям изучения событийности детства как определенной, выстроенной на основе научных данных, цепочке событий детства, происходящих впервые в конкретном возрасте.
4. Осуществить комплекс организационно-методических мероприятий интегративного характера по сопровождению инновационной деятельности педагогов и овладению ими компетенциями, а также эффективными формами, методами и средствами реализации педагогического потенциала событийного подхода в профессиональной деятельности.
5. Обеспечить эффективное внедрение данного инновационного проекта (психолого-педагогическое, информационное сопровождение инновационной деятельности, взаимодействие учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность); разработать Программу сотрудничества и социального партнёрства с заинтересованными общественными организациями, учебными заведениями.
6. Активизировать публикационную деятельность педагогов и обучающихся по представлению результатов выполнения инновационного проекта, участия в научных мероприятиях разного уровня, в республиканских и региональных гражданско-патриотических акциях, творческих конкурсах, проектно-исследовательской деятельности.
7. Сформировать, обобщить и распространить эффективный опыт работы в массовую образовательную практику.
Комплексно-целевая программа инновационной деятельности «Внедрение модели социально-эмоционального обучения как условия формирования универсальных компетенций обучающихся»
В результате реализации инновационного проекта предполагается:
1. Уточнить сущностные и содержательные характеристики ценностных ориентиров и социально-личностных компетенций воспитанников и учащихся по ступеням образования с ориентиром на портрет образованности человека в современном культурно-образовательном пространстве и обеспечить в реализующих инновационный проект учреждениях образования организационно-педагогические условия для повышения качества образования и создания воспитательной системы гуманистического типа, направленной на формирование ценностных ориентиров и социально-личностных компетенций воспитанников и учащихся.
2. Разработать теоретические и методические основы реализации педагогического потенциала событийного подхода на каждой из названных ступенях образования с учетом возрастных особенностей, потребностей, возможностей, интересов воспитанников и обучающихся, направленных на формирование ценностных ориентиров и социально-личностных компетенций в современном культурно-образовательном пространстве с учетом достижений педагогической науки и передового педагогического опыта учреждений образования, реализующих инновационный проект.
3. На основе комплексного планирования учебной и внеклассной работы разработать комплекс материалов (сценарии мероприятий, конспекты уроков и др.) по содержательно-методическому сопровождению реализации педагогического потенциала событийного подхода в современном культурно-образовательном пространстве, содействующих формированию ценностных ориентиров и социально-личностных компетенций воспитанников, и эти события выделяются на основе диагностики как значимые для взросления поколения, где под событием детства понимается происшествие, действие, случай, при котором сам человек впервые в своей жизни выполнял какие-либо социальные практики, новую роль, и эти эпизоды сохранились в памяти как важные для него.
4. Создать банк информационных и научно-методических материалов по реализации педагогического потенциала событийного подхода в учебной и внеклассной работе, разработка уроков и внеклассных мероприятий, критериев и диагностического инструментария оценки эффективности реализации инновационного проекта, обобщение результатов инновационной деятельности.
5. Создать партнерскую сеть участников инновационной деятельности и обеспечить ее информационными ресурсами для повышения уровня педагогической культуры по реализации событийного подхода в области формирования ценностных ориентиров и социально-личностных компетенций воспитанников и учащихся в современном культурно-образовательном пространстве, обеспечить функционирование образовательного консультативного центра кафедры дидактики и частных методик УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» с целью интеграции потенциалов науки и инновационной педагогической практики.
6. Подготовить к изданию методические рекомендаций по результатам реализации инновационного проекта, отражать в СМИ участие педагогов в научных мероприятиях разного уровня, обучающихся – в республиканских и региональных гражданско-патриотических акциях, творческих конкурсах, олимпиадах, проектно-исследовательской деятельности. Создание медиапродукта по результатам проекта, включающего заочные путешествия и экскурсии, видеоотчеты, альбомы, видеоуроки, творческие интерактивные экспедиции и др.
Критерии эффективности | Показатели эффективности | Диагностический инструментарий, методика |
Качество образования учащихся | -положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся по учебным предметам | Контрольные работы, тестирование, срезы, опросы, наблюдение, анкетирование. |
Личностное развитие учащихся | Повышение уровня:
-сформированности таких качеств личности как коммуникативность, критичность, креативность, самостоятельность; -сформированности общеучебных умений и навыков |
Наблюдения.
Анкетирование. Тестирование. Анализ результатов проведённых дебатов, дискуссий, интерактивных игр, ролевых игр. Оценочные шкалы коммуникативности. Анализ результатов аттестаций Анализ участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д. |
Инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов | -мотивация педагогов на инновационную деятельность;
-высокий теоретический и методический уровень педагогов в использовании современных образовательных технологий |
Анкетирование.
Тестирование. Анализ проведения мероприятий (семинаров, конференций и т.д.) |
Качество управления инновационным процессом | -открытость и гласность содержания инновационной деятельности педагогического коллектива, современная оценка её результатов и социально-педагогической значимости педагогическим сообществом района;
-эффективность управленческих решений по поддержке инициатив и деятельности органов школьного самоуправления; -наличие и своевременное пополнение необходимых ресурсов; помощь педагогам в создании авторских учебно-методических комплексов и программных продуктов; -повышение статуса и конкурентоспособности учреждения образования |
Карта показателей внутренней и внешней оценки качества образования.
Карта удовлетворённости уровнем образовательных услуг всех участников образовательного процесса. Банк инновационного опыта педагогов и методических разработок по теме проекта. Обобщение опыта. |
Здоровье обучающихся | -снижение уровня тревожности учащихся. | Беседа.
Наблюдение. Анализ. |
Удовлетворённость членов лицейского сообщества, представителей социума
инновационной деятельностью |
-положительная динамика удовлетворённости учащихся, родителей и учителей инновационной деятельностью, ее результатами и перспективами. -активное участие родителей в планировании, в организации выполнения планов и оценке результатов работы учреждения образования. | Опросник.
Собеседования с представителями социума. |
ЭМОЦИНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
1. Александрова, Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н.П. Александрова // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71–75.
В статье рассмотрены некоторые подходы к пониманию сущности понятия «эмоциональный интеллект».
2. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. – М.: БХВ-Петербург, 2019. – 549 с.
Книга посвящена пониманию эмоций, саморегуляции и развитию эмоционального интеллекта. Автор предлагает методики для изучения эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, а также техники для использования эмоциональной сферы в целях повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности. Для широкого круга читателей.
3. Андреева, И.Н. Интегративная модель эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2019. – № 1. – С. 125–133.
Представлена авторская интегративная структурная модель эмоционального интеллекта, имеющая трехуровневое строение («интеллект индивида», «интеллект субъекта деятельности» и «интеллект личности»). Первый уровень характеризуется параметрами темперамента (эргичности, темпа, пластичности, эмоциональности), второй – параметрами инструментального (опытного, стратегического) и индивидуально-личностного (межличностного и внутриличностного) эмоционального интеллекта; третий – личностными факторами (общий интеллект, общительность, социальная смелость, эмоциональная устойчивость, адаптивность, принятие себя и других, эмоциональный комфорт, эмоциональная креативность). Представлены результаты эмпирической проверки модели.
4. Андреева, И.Н. О новой теории эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Веснік БДУ. Серыя 3. Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. – 2010 – № 3. – 48–51.
Предложена синтетическая теория эмоционального интеллекта (ЭИ), в рамках которой он рассматривается в качестве компонента интеллектуальной сферы личности, составляющей социального интеллекта. Эмоциональный интеллект трактуется как системное проявление интеллектуальных способностей к анализу, обработке и использованию эмоциональной информации.
5. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие / И.Н. Андреева. – Новополоцк: Полоц. гос. ун-т, 2020. – 356 с.
В монографии рассматриваются проблемы, связанные с изучением эмоционального интеллекта, эмоциональной креативности, а также их взаимного влияния на личностные качества и характеристики социально-психологической адаптации. Отражена эволюция представлений об эмоциональном интеллекте, а также представлена авторская интегративная модель структуры эмоционального интеллекта. Проанализировано место эмоциональной креативности в концептуальном поле креативности, а также в структуре личности. Эмпирическим путем определены личностные свойства и характеристики социально-психологической адаптации индивидов с высоким уровнем инструментальной и рефлексивной эмоциональной креативности. Представлены результаты эмпирического исследования совместного влияния эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности на интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и коммуникативные свойства личности, а также на показатели социально-психологической адаптации и эскапизма. В приложении Б размещены текст, ключи и нормы опросника эмоциональной креативности ECI, адаптированного автором на белорусской выборке.
Монография адресована студентам психологических специальностей, аспирантам, научным работникам и всем исследователям в области психологии личности, психологии интеллекта и способностей.
6. Анохина, А.С. Психофизиологические основы эмоционального интеллекта / А.С. Анохина, О.А. Токарева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58. – С. 311–314.
В статье рассматривается понятие эмоционального интеллекта как одной из актуальных проблем современной психологии. Авторы на основе критического анализа существующих подходов к данному понятию формулируют собственное понимание структуры эмоционального интеллекта. В основном содержании статьи представлена попытка разработать комплексный подход к пониманию природы и механизмов его функционирования с позиций психологии и психофизиологии человека. Обозначены механизмы, детерминирующие эмоциональный интеллект личности, – общая эмоциональность и когнитивные способности.
7. Баландина, Л.Л. Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с темпераментальными свойствами / Л.Л. Баландина // Вестник ПГГПУ. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 5–14.
В статье представлены результаты исследования студентов с высоким и низким эмоциональным интеллектом. Полученные данные подтверждают специфику проявлений свойств темперамента, детерминации показателей эмоционального интеллекта свойствами «эмоциональность» и «социальная эмоциональность» у испытуемых двух кластеров. В структуре связей с темпераментом описаны особенности внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, отмечается выраженность связей с показателем «контроль экспрессии».
8. Готтман, Дж. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 226 с.
Джон Готтман – известный во всем мире психолог, завоевавший признание работами в области семейных отношений, рассказывает о пяти шагах эмоционального воспитания, которые помогут лучше понимать настроение ребенка и мотивы его поведения, позволят обсуждать эмоции на понятном ему языке и научить его справляться с негативными эмоциями, тяжелыми ситуациями и проблемами, а также заложат основу для поддержания близких отношений с ребенком на всех этапах его развития.
9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман. – М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.
Что такое эмоциональный интеллект (ЕQ)? Связан ли он с коэффициентом интеллекта (IQ), определяющим степень умственного развития человека? Почему люди со средним IQ часто добиваются успеха в жизни и карьере, а те, чей коэффициент интеллекта очень высок, не могут реализовать себя? Какие существуют методики измерения уровня эмоционального интеллекта? На эти и многие другие важнейшие вопросы отвечает в своем бестселлере знаменитый психолог Дэниел Гоулман – основоположник теории эмоционального интеллекта.
10. Иванова, Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / Е.С. Иванова // Образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 33–41.
В статье представлены результаты исследования эмоционального интеллекта, активного словаря эмоций и эмоционального тонуса учащихся 13-14 лет. Установлено, что в подростковом возрасте эмоциональный интеллект не связан с уровнем развития активного словаря эмоций, но имеет значимые положительные корреляции с эмоциональным тонусом.
11. Мэйер, Дж. Эмоциональный интеллект / Дж. Мэйер , П. Сэловей, Д. Карузо. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 146 с.
В рамках модели, предложенной Дж. Мэйером, П. Сэловей, Д. Карузо, эмоциональный интеллект – это способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
12. Стейн, С. Дж. Преимущества EQ: Эмоциональный интеллект и ваши успехи / С.Дж. Стейн, Г.И. Бук. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 384 с.
Почему некоторым людям в жизни часто не везет? В то время как другим, менее одаренным, сопутствует успех? Оказывается, высокий уровень IQ вовсе не является гарантией успеха. Если у человека высокий уровень IQ, но его эмоциональный интеллект, или EQ, не сформирован, вряд ли он сможет достичь выдающихся успехов в какой бы то ни было области. Эта книга о том, как развить способности человека понимать, осознавать свои эмоции и контролировать их, как «читать» чувства других, а значит, управлять ими. В ней вы найдете примеры того, как тестирование EQ предсказало успех конкретных людей из самых различных сфер – от военнослужащих до профессиональных хоккеистов, от банкиров до врачей, от журналистов, агентов по сбору задолженностей до учителей. Авторы убедительно доказали, что каждый человек может точно определить и значительно повысить уровень эмоционального интеллекта. Цель книги состоит в том, чтобы показать, каким образом это можно сделать. Чем выше ваш эмоциональный интеллект, тем скорее вы преуспеете как работник, родитель, менеджер, взрослое дитя ваших родителей, друг, партнер или кандидат на какую-либо должность.
13. Шабанов, С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 429 с.
Наши чувства и эмоции влияют не только на здоровье и личную жизнь, но и на успех в работе. Они могут помочь создать крепкую семью, сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Эмоциональный интеллект — это способность распознать чувства, вызвать нужные нам эмоции созидания и управлять разрушительными эмоциями. Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход совсем недавно, в 1990 году, но за это время оно стало неотъемлемой частью и практической психологии, и повседневной жизни Запада.
Эта книга впервые показывает, как приложить накопленные знания к российской действительности. Мы так часто говорим о загадочной русской душе, возможно, это эмоциональный интеллект, который руководит нами в большей степени, чем коэффициент интеллекта?
14. Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Ричард Д. Робертс, Джералд Мэттьюс, Моше Зайднер [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. –Т. 1, № 4. – С. 3–26.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими. В данной статье обсуждаются различные определения ЭИ и его связи с различными психологическими конструктами. Для научного обоснования понятия ЭИ особенно важно решать проблемы, связанные с его измерением. Проводится анализ попыток измерения ЭИ с помощью опросников и объективных тестов.
15. Юркевич, В.С. Проблема эмоционального интеллекта / В.С. Юркевич // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 3 (4). – С. 12–17.
Статья посвящена изучению проблемы развития эмоционального интеллекта личности. В работе обосновывается необходимость развития данного личностного качества, а также его значение для успешной социализации личности, ее карьерного и профессионального роста. В работе анализируется сущность понятия «эмоциональный интеллект», рассматриваются его структурные компоненты. В исследовании приведены условия и основные этапы формирования эмоционального интеллекта личности.
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Апресян, Р.Г. Концепция социально-эмоционального обучения и задачи морального воспитания / Р.Г. Апресян // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С. 29–39.
Статья представляет собой отклик философа-этика на распространение по всему миру, а постепенно и в России, программ социально-эмоционального обучения и попыток расширения их содержания за счет включения этического компонента. Потенциал программ социально-эмоционального обучения для социально-морального воспитания весьма высок. Это обусловлено тем, что они предлагают вместо обычного для российской педагогическо-воспитательной практики подхода, заключающегося в трансляции идей и убеждений (нередко сводимых к патриотизму и коллективизму), формирование у ребенка социальных и эмоциональных компетенций.
2. Боброва, И.А. Особенности развития эмоциональной креативности в подростковом возрасте / И.А. Боброва, О.В. Чурсинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 6. – С. 121–124.
Рассматриваются понятие, структура, сензитивный период эмоциональной креативности, ее особенности развития в подростковом возрасте, в повышении стрессоустойчивости и саморегуляции обучающихся, а также ее роль в эффективном взаимодействии подростков с окружающим миром.
3. Выготский, Л.С. Воспитание эмоционального поведения / Л.С. Выготский // Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1996. – С. 128–144.
Рассматриваются психолого-педагогические проблемы эмоционального поведения школьников, учета их одаренности и индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания. Особое внимание уделяется изучению личности школьников и роли психологических знаний в учительском труде.
4. Глассер, У. Школа без неудачников / У. Глассер. – М.: Прогресс, 1991. – 184 с.
Книга посвящена рассмотрению проблем, возникающих у детей в процессе обучения в школе. Система образования, считает автор, должна быть построена таким образом, чтобы успех был доступен каждому конкретному ребёнку.
5. Иваненко, М.А. Воспитание и эмоциональное развитие детей и подростков в детском оздоровительном лагере / М.А. Иваненко. – // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 6. – С. 52–56.
В статье сделан акцент на теоретических вопросах воспитания и эмоциональном развитии детей и подростков в детском оздоровительном лагере. Автор выделяет общие признаки и взаимосвязанные элементы, которые характерны для всех лагерей вне зависимости от их типа; ценности жизни детей и подростков в детском оздоровительном лагере; рассматривает понятие «воспитание» и направления воспитания в лагере; уделяет внимание вопросу эмоционального развития детей и подростков в лагере.
6. Методические комплексы для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе программы развития социально-эмоциональных навыков учащихся / Авторы-составители: Васягина Н.Н., Баринова Е.С., Герасименко Ю.А., Дубровский Р.Г., Артамонова Е.Г., Мелентьева О.С. – М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. – 136 с.
Методические комплексы для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе программы развития социально-эмоциональных навыков учащихся разработаны с целью содействия социализации и социальной адаптации обучающихся общеобразовательных организаций, развития социальных навыков. Методические комплексы подготовлены с партнерским участием Благотворительного фонда «Вклад в будущее» Представленные программы являются частью основных образовательных программ начального общего образования, основного общего и среднего общего образования (раздел коррекционно-развивающая работа) и реализуются педагогом-психологом в рамках внеурочной деятельности в течение всего периода реализации соответствующей образовательной программы. Методические комплексы для психологического общеобразовательных организаций, в том числе программы развития социально-эмоциональных навыков учащихся предназначены для реализации педагогами, с несовершеннолетними 7-16 лет в образовательных организациях.
7. Наймушина, Л.М. Социально-эмоциональное обучение как новое направление развития педагогической науки и практики / Л.М. Наймушина // Педагогика вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т.2. № 3. – С. 41–48.
Статья посвящена обзору научных достижений по внедрению психолого-педагогических программ по развитию эмоционального интеллекта в сфере образования.
8. Перевозный, А.В. Эмоциональное образование учащихся на уроках литературы / А.В. Перевозный // Русский язык и литература. – 2022. – № 11. – С. 34–41.
В статье рассматриваются вопросы формирования эмоциональной сферы человека, формирования отношений, которые могут осуществляться посредством всех учебных дисциплин, изучаемых в школе. В данной статье рассматриваются вопросы формирования эмоционального интеллекта человека посредством уроков русской литературы.
9. Петрушин, В.И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий / В.И. Петрушин // Музыкальное искусство и образование. – 2016. – № 2. – С. 68–82.
Эмоциональный интеллект рассматривается как духовная способность, связанная с пониманием человеком как своих переживаний, так и переживаний других людей. Умение управлять своими переживаниями составляет сущность эмоционального интеллекта. В статье раскрываются теория и практика развития эмоционального интеллекта средствами музыки. Алекситимия и аддикция являются антиподами положительного полюса эмоционального интеллекта, лежащими от него на противоположном конце шкалы. Низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство вины и стыда переполняют внутренний мир алекситимиков и аддиктов, лишая их возможности нормально функционировать в социуме. Музыка при помощи своих выразительных средств способна моделировать основные эмоциональные состояния-переживания, а, следовательно, может быть использована в качестве инструмента для развития эмоционального интеллекта. Музыкальные пластические упражнения, направленные на развитие способности к распознаванию эмоций и управлению ими, развивают эмоциональный интеллект.
10. Плавник, Н.К. Как развивать эмоциональный интеллект у подростков? / Н.К. Плавник // Народная асвета. – 2022. – № 10. – С. 89–92.
Современный мир – мир постоянных изменений и парадигм, профессий, мест работы, круга общения и т.д. Для успешной адаптации в нём человеку необходимы такие качества, как гибкость, толерантность и, конечно же, психологическая устойчивость. Поэтому формирование эмоционального интеллекта становится одной из важных задач воспитания и в семье, и в школе. В статье рассмотрены особенности, характерные для эмоциональной сферы подростков, а также предложен ряд упражнений, с помощью которых её можно развить.
11. Серафимович, И. Эмоциональный интеллект – предиктор профессионализма педагога? / Ирина Серафимович, Николай Посысоев // Образовательная политики. – 2020. – № 2. – С. 106–114.
В статье обосновывается целесообразность развития у педагогов эмоционального интеллекта. Авторы рассматривают эмоциональный интеллект как предиктор в развитии профессионального мышления и как один из механизмов вариативной адаптации и творческого приспособления, необходимый уровень развития которого обеспечивает современному педагогу устойчивость и открытость в эмоционально-неопределённых ситуациях профессионального взаимодействия.
12. Сергеева, О.А. Особенности развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников: монография / О.А. Сергеева. – Ярославль: Изд-во Канцлер, 2011. – 75с.
Процесс формирования социально значимых черт личности невозможен без эмоциональной составляющей. При этом особое значение приобретает умение управлять собственными эмоциями. Это лежит в основе развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, чему посвящена статья. Эмоциональное развитие старшеклассников является важным компонентом педагогической деятельности и включает систему знаний, умений и навыков, направленных на адекватность эмоционального реагирования.
13. Сергиенко, Е.А. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е.А. Сергиенко, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова и др.– М.: Дрофа, 2019. – 248 с.
В пособии представлены теоретико-методологические обоснования образовательной программы «Социально-эмоциональное развитие детей», созданной коллективом российских авторов. Даны основные психологические характеристики детей дошкольного и школьного возраста, подробно рассматриваются вопросы их социально-эмоционального развития, краткий обзор различных зарубежных и отечественных программ социально-эмоционального развития. Книга поможет каждому учителю эффективно подойти к реализации практической части программы. В конце пособия приводится список рекомендуемой литературы
14. Тарабакина, Л.В. Эмоциональное развитие подростков. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2011. – 208 с.
Автор учебного пособия пытается восполнить пробел, который существует в обосновании путей психологического воздействия и условий сопровождения эмоционального развития подростков. Собранные материалы знакомят студентов с системным подходом к анализу эмоциональной сферы человека и расширяют представление о личностных механизмах эмоциональной регуляции. Предлагаются для внедрения программы, ориентированные на освоение подростками навыков эмоциональной регуляции в условиях образовательного процесса. Предназначено студентам педагогических вузов, но будет интересно учителям, воспитателям, школьным психологам, социальным педагогам, а также широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами практической психологии.
15. Эмоциональный интеллект школьника: становление и развитие: монографический сборник / Под общей и научной редакцией С.В. Ивановой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 203 с.
Монографический сборник посвящен проблеме формирования эмоционального интеллекта обучающихся в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Монографический сборник носит научно-практический характер, в него включены статьи по актуальным вопросам формирования эмоционального интеллекта, методические рекомендации по формированию эмоционального интеллекта обучающихся начального общего и основного общего образования, а также программа повышения квалификации педагогов, способствующая овладению ими практическими навыками формирования эмоционального интеллекта школьников в их профессиональной деятельности.
Монографический сборник адресован научно-педагогическому сообществу, педагогическим работникам системы общего и дополнительного образования.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4. – С. 89–94.
Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей и соответственно в образовательный процесс. Основой успешности личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция. В данной статье исследуется вопрос о компетентностном подходе в учебном процессе.
2. Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: / С.Г. Воровщиков. – М.: АПК и ППРО, 2006. –160 с.
Ещё со времен великого Зубра в науке существует продуктивная традиция: чтобы разобраться в теме – пиши книгу, разобравшись, можешь написать статью. «Потому что любую работу можно изложить кратко, ежели, конечно, сам до конца ее понял». Трудно не согласиться с этими словами всемирно известного генетика, радиобиолога и биофизика Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского. Однако в осмыслении компетентностного подхода к содержанию общего образования все еще продолжается период поисков, а значит – период написания толстых книг. Ведь проблема столь сложна и многогранна, что любая статья лишь слегка затронет одну из многочисленных граней верхушки айсберга компетентностного подхода. В данной статье предпринимается попытка наметить контур состава и структуры учебно-познавательной компетентности старшеклассников.
3. Глухарева, О.Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О.Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 1. – С. 17–24.
В статье представлены подходы к разработке модели формирования ключевых компетенций у учащихся старшей школы на уроках информатики и ИКТ посредством проектного обучения.
4. Добрякова, М.С. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / М.С. Добрякова, И.Д. Фрумин. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 472 c.
Международный проект «Универсальные компетентности и новая грамотность» должен был решить три задачи:
1) формирование понятийной рамки развития компетентностей и новой грамотности в школьном образовании;
2) анализ лучшего мирового опыта в этой сфере;
3) разработка предложений по трансформации школьного образования в России, которые содействовали бы его международной конкурентоспособности. В предлагаемом материале анализируется глобальный контекст, в котором происходит сейчас обновление содержания и технологий образования.
5. Дыкман, И.М. Повышение мотивации старшеклассников к обучению как необходимое условие формирования ключевых компетенций / И.М. Дыкман // Шаг в науку. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 165 – 170.
В статье рассматривается сущность мотивации, ее аспекты, составляющие. Анализируется проблема немотивированности учеников старшей школы и предлагаются решения и рекомендации для родителей и преподавателей по способствованию мотивации школьников старших классов.
6. Еременко, М.И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников / М.И. Еременко. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 112 с.
Настоящим изданием автор стремился помочь учителям выявить педагогические закономерности развития ключевых компетентностей учащихся выпускных классов в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. Используя разработки уроков, прилагаемых в приложениях, учитель сможет дать фундаментальные знания «школы жизни».
7. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся / В. Зайцев // Сельская школа. – 2009. – № 5. – С. 28–35.
В данной статье рассматривается вопрос о формировании ключевых компетенций учащихся.
8. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34 – 42.
В последнее время происходит резкая переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Соответственно культивируется компетентностный подход в образовании, которой в современных условиях развития отрасли рассматривается как основной. Европейский фонд образования (ЕФО,1997) «компетенцию» определяет как:
- способность (умение) делать что-либо хорошо или эффективно;
- соответствие требованиям, предъявляемых при устройстве на работу;
- способность выполнять особые трудовые функции.
«Компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведующий, полноправный и т.п.). При этом интересно отметить, что наряду с понятием «компетентность», а иногда и как его синоним выступает «базовый навык». Автор статьи задаёт вопрос «что такое ключевые компетенции?» и отвечает на него.
9. Новикова, С.В. Роль исследовательской деятельности при реализации компетентностного подхода в общеобразовательном учреждении / С.В. Новикова // Человек и образование. – 2012. – № 1 (30). –С.146–150.
Рассмотрены различные аспекты организации исследовательской деятельности учащихся как имеющей особую роль при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. Проведен анализ авторского опыта по данному направлению.
10. Осмоловская, И.М. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе / И.М. Осмоловская // Народное образование. – 2006. –№ 5. – С. 77–80.
В среднюю общеобразовательную школу компетентностный подход входит с большими трудностями. Во-первых, у авторов программ, учебников, методистов по отдельным учебным предметам возникают опасения, не разрушит ли данный подход фундаментальность, систематичность знаний учеников, во-вторых, учителям неясно, чем отличаются компетенции от общих учебных знаний, умений, навыков и не стоит ли вернуться к идеям научной организации труда школьников, которые были популярны в 70-е годы прошлого века в советской школе, в-третьих, научно обоснованных моделей формирования компетенций учащихся нет. В данной статье показано, какими теоретическими положениями целесообразно руководствоваться, формируя ключевые компетенции в процессе образования, и освещается имеющийся в практике опыт.
11. Подходова, Н.С. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) / Н.С. Подходова, Е.Ф. Фефилова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 4. – С. 139-146.
В статье выделены особенности формирования логического универсального учебного действия «сравнение» в процессе обучения учащихся. Формирование сравнения целесообразно организовать через раскрытие следующих особенностей или этапов: суть логического действия, структура действия (элементы), требования к выполнению действия; виды действия; структура действия как деятельности (умения).
12. Пустовойтов, В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики / В.Н. Пустовойтов. – Брянск : Изд-во БГУ, 2002. – 120 с.
В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема формирования самоценной личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития самостоятельности в познании явлений окружающего мира, в сформированности умения самостоятельно находить различные варианты решений, возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовности применять полученные знания на практике. Поэтому школа, учитывая социальный заказ общества, должна быть ориентирована на развитие у современных школьников познавательной самостоятельности как важнейшего качества личности, от которого во многом зависит успешность формирования учебных и внеучебных компетенций и способности к самореализации в различных жизненных практиках. Развитие познавательной самостоятельности учащихся может осуществляться преимущественно в рамках обучения конкретному предмету. Среди предметов школьной программы изучение математики и информатики наиболее благоприятствует развитию познавательной самостоятельности.
13. Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М.В. Рыжаков / Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. – № 4. – С. 20–23.
Статья посвящена формированию ключевых компетенций.
14. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64.
С понятием «образовательные компетенции» связано, по мысли автора, одно из направлений выхода из кризиса образования, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования.
15. Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В.Щербакова // Высшее образование сегодня. –2008. – №10. – С. 39-41.
В статье рассматриваются способы формирования ключевых компетенций как средства развития личности.
Выбор языка
Поиск
Музей
Телефоны
Общенациональные «телефоны доверия» |
Республиканский центр психологической помощи |
* «Телефон доверия для детей и подростков» |
«Телефоны доверия» г. Гомеля |
* 170 (круглосуточно) |
«Телефоны доверия» Гомельской области |
* г. Мозырь |
Региональная карта Гомельской области |
Гомельский городской лицей № 1
Беларусь, г. Гомель, ул. Богдана Хмельницкого 71. 246027, а/я 36. Телефон/факс: (8-0232) 35-11-86, 35-20-84. E-mail: guo_gcl@goroouogomel.by